Лайки – ЭТО ПРИМИТИВНЫЕ ПОРОДЫ СОБАК ТОГО ИЛИ ИНОГО ЭТНИЧЕСКОГОСООБЩЕСТВА СЕВЕРА ЕВРАЗИИ, ВЕДУЩЕГО ИСКОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ТЕСНО СВЯЗАННЫЙ С ПРИРОДОЙ.
СПРАВЕДЛИВО В ЭТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА КИНОЛОГИ ОБОЗНАЧАЮТ ПОРОДЫ (и ненецкую лайку тоже) ИМЕНЕМ ТОГО НАРОДА, КОМУ ЭТИ ЛАЙКИ ПРИНАДЛЕЖАТ, ЯВЛЯЮТСЯ ПАРТНЁРАМИ ПО ЖИЗНИ И ХОЗЯЙСТВУ.
THE DOG REPUBLIC / Вырезки из черновика книги: ”НАШИ СЕВЕРНЫЕ СОБАКИ”, Широкий, Широкий, 2017
Совсем недавно в известном украинском кинологическом журнале, в статье о культурной зарубежной породе самоед опять прежнее название ненцев объясняется очень безграмотно. Что, мол, самоеды «сами едут» или «сами едят», чуть ли не сами себя.… Уже даже не смешно, скорее – грустно. Обидно, что эта глупость исходит от владельца самоедов – надо же знать хотя бы историю названия своих собак.…
Сколько раз уже говорено и писано: «самоеды» – это от «самоди». Есть такая самодийская языковая группа северных народов. Она включает наряду с енисейскими самоедами (энцами), тавгийцами (нганасанами), юраками (восточными ненцами) и остякосамоедами (селькупами), можно сказать, титульный народ этой группы – самоедов (ненцев).
И все самодийцы имели (и имеют) самоедскую – ненецкую лайку, правда, по-разному её называли.
Эта порода нам люба особо. Может быть, ещё и потому, что мы занимались самоедской (ненецкой) лайкой специально.
Известно – предмет какого-либо углублённого изучения часто становится близким, родным.Благодаря чёткому своеобразию, порода довольно легко прослеживается в литературных источниках от своего первобытного предка – собаки свайных построек (см. выше) вплоть до наших дней. Значит, будем встречаться с этой собачкой среди советских и современных лаек. Интересно, что на протяжении своей истории порода практически не изменила своего облика. Этому есть и такое объяснение.
Тундра – среда обитания этих небольших лаек в историческое время – во многом копирует ландшафт плейстоценовой Европы, где формировался и одомашнивался их первобытный предок. Так что с момента одомашнивания и до нашего времени предки самоедской лайки и она сама всегда были тундровыми (ранее тундростепными) собаками. И в Центральной Европе, и потом – на Европейском Севере. Не потому ли современная самоедская – ненецкая лайка, скорее всего, мало отличается внешне от торфяной собаки? В то же время, порода за свою историю приобретала разные названия, многие из которых сохранились до сих пор.
Читатель сможет убедиться в этом, просматривая описания породы в каждой из последующих глав. Напомним, что М. Г. Дмитриева-Сулима (1911) выделяла самоедскую лайку в особую группу, вместе с лапландской и лайкой юраков. Принимаем версию того, что эти три лайки являются по сути одной тундровой породой. Самоедской лайке была оказана большая честь – она самолично представляла вторую группу пород лаек (к первой относились все остальные)!
Мы показывали (Широкий, Широкий, 2004), что этой породой европейского происхождения вначале владели лапландцы, а самодийцы, в т. ч. юраки, уже в XIX веке. Позаимствовать лапландскую лайку у соседей и назвать её своей самоедам было совсем нетрудно во время их очень близких, но не очень благородных контактов. Самоеды вытесняли конкурентов с оленьих пастбищ Кольского полуострова на запад вплоть до 1887 года, когда привели сюда с Печоры свои табуны оленей (Помишин, 1990).Конечно же, наша тундровая лаечка далеко не сразу стала у лапландцев и самоедов оленной собакой. Очевидно, скандинавы, а затем и лапландцы, использовали её для других целей. Управляться же с оленями собака стала помогать кочевникам тундры не так уж давно, где-то в середине XIX века, когда они обзавелись крупными табунами оленей.
А. А. Ширинский-Шихматов (1895, 1896) показал обширную территорию обитания самоедской лайки: «Распространена по всему побережью Ледовитого океана, включая Новую Землю, полуостров Ямал, Большеземельную и Малоземельную тундры; переходит затем Урал, имеется в большом количестве в Обдорске (сегодня это Салехард — Б. Ш. и О. Ш.) и по всему побережью Ледовитого океана, далее к устью р. Енисея».
Описывалась эта порода почти одинаково, и в то отдалённое время, и в советское, и сейчас. Порода не подвергалась изменениям: «Самоедская собака в помесях с зырянской лайкой или какой другой разновидностью энергичнее других отстаивает свою типичность (Дмитриева-Сулима, 1911)».
Краткие досоветские характеристики породы мы уже привели выше, где – о колымской и лапландской лайках. Можно добавить из того же источника сведения о некоторых проблемах с этой породой на выставках. Общее представление о внешности лаек требовало «типичной муфты и хвоста без подвеса». И своеобразие самоедской лайки здесь оказывало ей плохую услугу: «Оленегонные, юракские и другие, имеющие громадные, роскошные подвесы,… раскритикуются».
Что же касается этих собак как охотников, то здесь же читаем:
«Оленегонные лайки самоедов — отличные охотничьи собаки по
разным зверям и птице.… Та же самоедская собака, которую можно слышать лишь воющую на берегу Ледовитого океана, попав в руки остяку или вогулу и привыкнув к лесу, начинает не только лаять, но и подлаивать всякого зверя и птицу… Что касается самоедских собак, то это даже большие любители полаять». Кого из читателей интересуют эти небольшие лайки как охотники, тот пойдёт с нами в следующую главу и дальше. Пока же глянем на её кинологические портреты.
Одно из первых, досоветских изображений этой лаечки – гравюру с автографом художника мы находим у Сабанеева.
Следующее фото досоветской самоедской лайки использовано
двумя авторами: Ю. А. Ливеровским и А. Г. Евреиновым. И не
только.… Теперь ещё и нами… Обратим внимание на то, что подписывая иллюстрацию, авторы называют породу по-разному. Для неё это совсем обычно.
Из фотографий собак самоедов в среде их обитания одни из первых— Я. И. Лейцингера
Многие работы Якова Ивановича Лейцингера, благотворителя, городского головы Архангельска и «штатного фотографа», сопровождавшего в поездках губернаторов Энгельгардта и Сосновского по всей Архангельской губернии, использовались ими для изданий фотоальбомов. Интересно, что в альбоме А. П. Энгельгардта (1897) это фото подписано иначе: «Новоземельский самоед и его хозяйство». Так мезенский или новоземельский самоед и, соответственно, его собаки? Полагаем, что они позировали фотографу на Новой Земле, а не в Мезенской тундре. Когда на Новой Земле власти поселили самоедов, те вели там не тундровую (оленную), а береговую жизнь — завели упряжки разных собак, которых им доставили из Архангельска. Оттуда и пошёл известный веерный способ запряжки собак новоземельского типа (как на фото). Вот на следующей фотографии характерной «оленной» обстановки — типичная небольшая тундровая самоедская лайка преобладающего тогда светлого окраса.
ПАРТНЁРЫ ПО ЖИЗНИ И ХОЗЯЙСТВУ
-В конце 19-го века первые русскоязычные кинологи князь Андрей Ширинский -Шихматов, М. Г. Дмитриева-Сулима и другие назвали лайками примитивных собак народов Севера Евразии.
АБОРИГЕННЫЕ ЛАЙКИ — ЭТО СОБАКИ АБОРИГЕНОВ НАШЕГО СЕВЕРА. Это примитивные породы собак того или иного этнического сообщества Севера Евразии, ведущего исконный образ жизни тесно связанный с природой.Справедливо в этом случае, когда кинологи обозначают породы именем того народа, кому эти лайки принадлежат, являются партнёрами по жизни и хозяйству.А вот понятие «МЕСТНЫЕ ЛАЙКИ» кинологи вполне логично используют для обозначения таких примитивных пород, которые сложились при естественном смешении аборигенных лаек. Тем самым собаки утратили связь с конкретным северным народом.-Борис Широкий, Олег Широкий
Собака самоедов показалась настолько интересной цивилизованным европейцам и американцам, что ещё где-то на меже XIX и XX столетий первой из лаек проложила себе путь в ряды культурных пород. Потрясающе эффектный и симпатичный белоснежный самоед наших дней – выдающийся результат селекции зарубежных кинологов.
Эта «снежная» собака получена путём отбора на чисто белый окрас, увеличение размеров, крепости и некие другие признаки, которые, в представлении селекционеров, сделали бы самоеда
символом Севера – фенотипически (внешне) примитивную полярную собаку.
Племенным материалом для создания самоеда послужили самоедские лайки. Поэтому нелишним будет ознакомиться, возможно, с первым американским стандартом будущего самоеда в изложении П. Ф. Пупышева (приложение 1.2). Современное же описание признаков этой давно уже не нашей северной собаки (не лайки) читатель легко найдёт в популярной литературе. Известная всем собаководам Джоан Палмер (1988) заверяет, что первая пара самоедских лаек — родоначальников большинства самоедов появилась в Великобритании в 1899 году, и несколько наших тундровых собак использовал в экспедиции к Северному полюсу Фритьоф Нансен.
Говорит г-жа Палмер и о том, что 28 самоедских лаек помогли
Амундсену первому из людей в 1911 году ступить на Южный полюс (лапа собаки — передовика упряжки всё же ступила раньше человека – Б. и О. Ш.). Тогда-то очень возросла популярность нашей породы. Гордимся нашими собаками! Но всё ли точно в популярной великолепной книге госпожи Палмер — она же не лайковед. Обратимся за подтверждениями к другим источникам.
Hans-Joachim Swarovsky (1987) уточняет: в 1899 году парочку самоедских лаек из Архангельска вывез для разведения известный полярник англичанин Роберт Скотт.
В 1900 году вместе с экспедицией норвежца Карстена Борхгревинка (1959) в Антарктиде впервые перезимовали 90 сибирских лаек.
Каких собак называл этот полярник сибирскими? Вполне возможно, что среди зимовщиков были и самоедские лайки. Известно – с началом великих полярных открытий интерес к этим собакам в Скандинавии резко возрос. А что до «сибирских», так тогда зарубежные полярники часто всех своих лающих помощников без разбору называли или эскимосскими, или сибирскими.
Как же с Амундсеном? Ивонн Перетонни-Вемьян (1992), специалист по самоедам, отметил в статье к журналу «Друг», что передовиком одной из упряжек удачливого покорителя Южного полюса была самоедская лайка по кличке Етах. В этой же статье – не совсем к теме, но любопытно: «…родоначальником французских самоедов стал пёс по кличке Ш. Борис…».
Обратите внимание на то, как зовут старшего автора предложенной читателю книжки – мистика какая-то…
А вот сам Руаль Амундсен (1972; перевод с норвежского издания
1912 года) не даёт конкретного ответа о принадлежности сподвижников к той или иной породе. Хотя пишет о них с любовью и юмором. Называет то гренландскими, то эскимосскими, то полярными.…
Но находим у него косвенные подтверждения правоты упомянутых выше авторов.
Так вот. 97 полярных собак для экспедиции было доставлено из
Гренландии. «В Кристиании мы приняли на борт 97 собак. Теперь
число их возросло до 116, и почти все они могли быть использованы для завершающего перехода на юг».116 минус 97, получается, что 19 собак Р. Амундсен уже имел (если речь — не о приплоде).
Эти 19 могли быть самоедскими лайками, приобретёнными ранее, да затем расплодиться до 28-ми (по Палмер). Но интереснее следующая цитата:
«…А, эти из упряжки Хансена, одни из наших самых лучших.… Две…, похожие на сосиски на спичечных ножках, — это Кольцо и Милиус. Сами видите, они небольшие, скорее даже маленькие, но зато чуть не самые выносливые у нас.… Вот лежат его (Бьоланда) любимцы — Квен, Лопарь (не от лопарской ли лайки эта кличка — Б. и О. Ш.), Пан, Горький и Йола. Ростом невелики, но отличные собаки».
Конец экспедиции. «Свора» Амундсена насчитывает 39 собак. 11- побывали на полюсе. 21-ну счастливый полярник собирается передать австралийской экспедиции Дугласа Моусона.
«Два братаблизнеца Милиус и Кольцо, любимцы Хельмора Хансена, как ни в чём не бывало, возобновили свою возню на фордеке, у левого борта, и, глядя на этих озорников, никто не сказал бы, что они прошли во главе отряда весь путь до полюса и обратно».
Похоже (если разбираться внимательно), что самоедские лайки были участниками победной экспедиции на Южный полюс.
При этом, как минимум двое из них, маленькие передовики Милиус и Кольцо, может быть, первыми из европейцев оставили на полюсе свои следы!
“Заключение”
“Но не для всех случаев жизни пригодны наши северные собаки. Их природе противна злоба к человеку, ведь он для лай- ки — вся её жизнь. И ещё… Староукраинское (русинское) поверье гласит, что собаки болеют и умирают вместо своих хозяев. Мы слышали созвучное этому убеждение чукчей. Оно относится к «домашним» лайкам, самым любимым, которых люди допускают в своё жильё. А также… «Среди всех племён, разводящих собак, кроме северных якутов, которые только позднее достигли полярных районов, где они занялись ездой на собаках, собаки играют определённую роль в мире мёртвых. Юкагиры, коряки, чукчи и камчадалы верят, что собаки охраняют вход в царство теней. Входящие тени должны подкупить их. Они очень плохо принимают мёртвых, которые, будучи живыми, мучили собак. Эти идеи не чужды гилякам, алеутам и эскимосам» (Иохельсон, 2007).
Использованная литература
АМУНДСЕН Р. Южный полюс. Перевод с норвежского.- В книге:
Пири Р. Северный полюс. Амундсен Р. Южный полюс.- М.,
«Мысль», 1972.- 552 с.
БОРХГРЕВИНК К. У южного полюса.- М., Географгиз, 1959.
ДМИТРИЕВА-СУЛИМА М. Лайка и охота с нею. Изд. второе, исправленное.- С.-Петербург, 1911.- 136 с.
ЕВРЕИНОВ А. Г. Лайки.- Друг, №9 (42), 1996, с. 6—13.
ЛИВЕРОВСКИЙ Ю. А. Лайки и охота с ними.- Л.: Изд. журн.
«Охота и природа» Леноблохотсоюза, 1927; М.: КОИЗ, 1931.- 67 с.
ПАЛМЕР ДЖ. Ваша собака: Пер. с англ.- М.: Мир, 1988.- 247 с.
ПЕРЕТОННИ-ВЕМЬЯН И. «Снежная собака» самоед.- М., Друг,
1992, №2, с. 15—17.
ПОМИШИН С. Б. Происхождение оленеводства и доместикация
северного оленя.- М., Наука, 1990.- 142 с.
САБАНЕЕВ Л. П. Охотничий календарь. Справочная книга для ружейных и псовых охотников.- Москва, издание второе, А. А. Карцева, 1892; М. Типолитография Русского товарищества «печат. и
издат. дела», 1904; М.: ТЕРРА, 1992, 2 тома.- 846 с.
ШИРИНСКИЙ-ШИХМАТОВ А. Альбом северных собак (лаек).
Выпуск 1. а. Корельские лайки. б. Зырянские лайки.- Фото-типия
Шерер Набгольц и Кº, типолитография О. И. Лашкович и Кº, М.,
1895.- 39 листов.
ШИРИНСКИЙ-ШИХМАТОВ А. А. Северные собаки.– Природа и
охота, январь, 1896, кн. 1, с. 44–54.
ШИРОКИЙ Б. И., ШИРОКИЙ О. Б. Оленегонный шпиц: Новая
древнейшая порода.- М.: ООО «Аквариум-Принт», 2004.- 128 с.
ЭНГЕЛЬГАРДТ Александр Платонович. Русский Север: путевые
записки/А. П. Энгельгардт.- Санкт-Петербург: Изд. А. С. Суворина,
- – 258, IV с.
NANSEN, Fridtjof. Fram over Polhavet: den norske polarfærd 1893— - D. 2.¬- Kristiania: Aschehoug, 1897. – 553 s.
SWAROVSKY Hans-Joachim. Hunderassen. Leipzig: Bibliographisches Institut, 1987. – 382, 40, 8 s.
Б. Широкий, О. Широкий
Самбир – Саратов, 18 березня 2011 р. – 2020
Широкий, Широкий, 2017 –
https://ridero.ru/books/nashi_severnye_sobaki/
ВЫ МОЖЕТЕ КУПИТЬ КНИГУ “НАШИ СЕВЕРНЫЕ СОБАКИ”, Б. ШИРОКИЙ, О. ШИРОКИЙ
ЭЛЕКТРОННУЮ И ПЕЧАТНУЮ:
Редакция Интернет-портала THE DOG REPUBLIC: Наши рекомендации для хорошего кинологического чтения во время короны:”Наши северные собаки”Б. Широкий, О. Широкий
Вы можете следить за авторами в Facebook:
https://www.facebook.com/krok.oleg (Олег Широкий)
Широкий Олег Борисович- зоолог, кинолог, историк (изданы исторические романы), публицист.
https://www.facebook.com/b.shyrokyi/ (Борис Широкий)
Широкий Борис Иванович – кинолог, почётный член Росохотрыболовсоюза, кандидат г.-м. наук.
THE DOG REPUBLIC (27.10.2020.)